понедельник, 7 февраля 2011 г.

7 февраля: Навыки управления людьми. По силам ли вам роль Менеджера?


Навыки управления требуются практически всем — независимо от того, работаете вы менеджером или нет. Что включает в себя понятие управления? В общем смысле управление людьми – это навык, который позволит повернуть энергию людей в нужное вам русло. Вся наша социальная жизнь – это непрекращающийся процесс из взаимодействия с другими людьми. Задача хорошего менеджера – сделать этот процесс взаимовыгодным.
Наивысшее счастье для человека – удовлетворять свои потребности путем удовлетворения потребностей окружающих. Выявляя и решая проблемы других людей, мы помогаем себе продвигаться к намеченным нами жизненным целям. Итак, как же выявлять потребности людей, как их мотивировать и как сделать так, чтобы они находили наивысшее счастье в решении ваших проблем?
Начнем с определения нашего места в нашей профессиональной деятельности. Существует три типа профессиональной деятельности человека: Техническая, Административная, Стратегическая.
Нанимаясь на работу, вы, как правило, демонстрируете работодателю свои ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ. То есть, молодые специалисты (будь то инженеры, врачи, преподаватели) начинают свою деятельность именно как технические специалисты. Повышая свой профессиональный уровень, набираясь опыта и совершенствуя свои навыки, они постепенно становятся классными специалистами в своей области. Многих людей такое положение дел вполне устраивает. Для них достаточный жизненный стимул – это получать повышение по службе, а следовательно вознаграждение и признание за владение техническими знаниями. 
Однако, существуют технические специалисты, которые со временем испытывают потребность в расширении своей деятельности. Для них становится недостаточным просто повышать свой технический уровень. 
Они оставляют исполнительскую деятельность, потому что в этой области уже себя исчерпали. Они начинают заниматься  управленческой деятельностью. Становятся во главе технических групп, отделов, коллективов. Разница в том, что теперь они не решают технические задачи. Теперь они координируют, мотивируют и направляют людей. Это -  РОЛЬ МЕНЕДЖМЕРА.
Задачи менеджера выходят за рамки обычной исполнительской деятельности. От менеджера требуется креативность, инициативность, наработка навыков координирования деятельности других людей. Профессиональный рост менеджеров, как правило, быстрее, чем технических работников. Специалист становится старшим менеджером, топ-менеджером. 
И вот, когда он уже успешный менеджер, и его высокая квалификация налицо, - он снова может получить повышение. Теперь сотрудник переходит к СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РОЛИ. Он становится руководителем, и опять радикально меняете направление деятельности. Человек больше не выполняет технических задач, не управляет персоналом. Руководитель формирует общую картину. Он занимается стратегией. Планированием деятельности на будущее. Стратегия всегда вырабатывается высшим должностным лицом компании. И советом директором. Их работа – управлять компанией  в целом. Заниматься долгосрочным стратегическим планированием.
Итак, какими навыками должен обладать хороший менеджер? Что входит в его профессиональные обязанности, и какие навыки должен развивать в себе менеджер, для того чтобы управляемый им коллектив работал эффективно и с максимальной производительностью?

Модель компетенций менеджера «20 граней»


Исходя из всего вышеупомянутого, становится очевидным, что быть менеджером — это практически искусство.
Менеджер должен обладать незаурядными способностями и уметь управлять не только людьми, но и информацией, деньгами, коммуникациями.
На данном этапе, когда у вас есть цели, когда вы поняли, какие качества следует в себе развивать, можно переходить к следующему этапу, а именно — к размышлению над тем, насколько компетентным должен быть менеджер.
Давайте представим себе идеального менеджера. Какими качествами он должен обладать? Разумеется, это, в первую очередь, — высокие организаторские способности, умение планировать и достигать поставленных целей, умение быть лидером, вести за собой группу, нести ответственность за принимаемые решения и многое другое.
Руководя группой людей, менеджер исполняет несколько ролей.
1.      МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ
Менеджмент – это искусство выстраивания взаимоотношений. Вы работаете с людьми и для людей. Как менеджер вы являетесь их представителем. Вы номинально руководитель и человек, говорящий от лица других. Разумеется, вы должны уметь взаимодействовать с этими другими. Вам приходится встречаться с людьми из разных групп. Вы располагаете к себе этих людей, влияете на них. Управленцам необходимо в совершенстве освоить искусство общения. Поэтому им очень важны навыки подачи информации. Вам важно быть привлекательными. Уметь убеждать и вести переговоры. Необходимы азарт и расчет. Но также – простое обаяние. Харизма. Находить общий язык с другими. Вот что важно.
2.      ИНФОРМАЦИОННЫЙ НАВЫК
Это вторая роль, исполняемая менеджером. Он распространяет необходимую информацию. Вы располагаете всеми необходимыми данными, собираете необходимую информацию и доносите ее до окружающих. Даете основанные на ней инструкции своей группе.
3.      ЛИЦО, ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Как менеджеру вам необходимо умение принимать решение. Это могут быть очень важные решения, очень трудные. Однако, один из первых навыков, который вы должны постичь – это умение оценивать ситуацию и смелость принимать решения за свою группу, за свою организацию, за людей, которыми вы управляете.
Теперь вы понимаете, насколько многогранна и интересна роль менеджера. Вы должны понять, что принимая на себя роль управления, вы берете на себя большую ответственность. С этого момента люди из вашей группы потянутся к вам за советами, рекомендациями. Вы будете улаживать конфликты и напряженные ситуации. Вы будете доносить до людей информацию и рационально распределять рабочее время своей группы.
Однако, с этой ответственностью вы приобретаете более высокий статус, признание, более высокий доход по сравнению с техническим работником. С этого момента вы будете распоряжаться своим рабочим временем, вы будете координировать свою самостоятельную деятельность. И перед вами откроются более широкие перспективы.
Подумайте – готовы ли вы к ответственности?

Комментариев нет:

Отправить комментарий